Ни для кого не секрет, что расходы на связь занимают значительную часть бюджета любого предприятия. Отказаться от услуг связи невозможно, но соблюдать режим экономии в этой части будет вполне благоразумно. У настоящего предпринимателя возникнет любопытство и желание узнать, как это сделать легальными средствами.
Задача этой статьи – объяснить и описать все те факторы, из которых складывается вожделенная экономия.
Для начала предлагаю избавиться от некоторых заблуждений и ассоциативных рядов, которые возникают при упоминании IP-телефонии. Обыватель может назвать некоторые признаки, подходящие, по его мнению, этому понятию: звонки через интернет, бесплатные звонки, что-то похожее на Skype, звонки по карте и пр. Чтобы навсегда отделить себя от этой части населения, просто дочитайте эту статью до конца, и тогда Вы без труда сможете объяснить себе, своему руководителю и всем интересующимся, что такое IP-телефония и чем она может быть полезна.
Итак, IP-телефония — это очередной этап развития технологий, который отличается от предыдущего прогрессивностью во всех отношения, в том числе в части функционала. Современная IP АТС позволяет реализовать все возможности телефонии как явления в целом. Потенциал IP-телефонии настолько широк, что достоин отдельного описания. Еще более удивительным для Вас будет тот факт, что при широчайших возможностях, IP-телефония на порядок дешевле классической. Дешевизна становится следствием особенности архитектуры новых технологий.
В классической телефонии существует некая совокупность провайдеров, объединенных телефонной сетью общего пользования (ТФОП). Для подключения к телефонной станции такого оператора необходимо проложить кабель от АТС до точки присутствия этого оператора. А для прокладки кабеля, как Вы понимаете, необходимы определенные физические условия. При этих обстоятельствах мы ограничены длиной кабеля, то есть расстоянием, и определенным оператором, который присутствует именно на Вашей площадке, как правило, в единственном лице. А если дать волю фантазии и представить, что офису необходимо переехать, то Вы вынуждены оставить номер вместе с квадратными метрами и искать новые условия. Согласитесь, для бизнеса не очень удобно.
В IP-телефонии физический канал (кабель) заменяется сетью интернет.
И ТФОП, и Ваша IP АТС подключены к интернету, в нем реализован голосовой канал, и этот канал не имеет ограничения по расстоянию, потому что интернет не пользуется понятием «расстояние». Голосовой пакет, отправленный на другой конец света или в соседнее здание, доставляется практически в одно и то же время.
Теперь, вооружившись минимальными, но достаточными знаниями по архитектуре IP-телефонии, сфокусируемся на ее преимуществах с точки зрения экономии денежных средств.
Направление звонка не имеет значения
В IP-телефонии нет разницы в стоимости доставки оцифрованного голосового пакета в зависимости от расстояния, при телефонном общении считается только трафик. IP АТС может подключиться к любому оператору любого города. Следствием этого становится исчезновение кабальной зависимости от операторов, отмена междугородней и международной тарификации.
Применение удаленных звонков локально
При возможности подключать несколько операторов на одну АТС самой важной зоной экономии становится применение удаленных звонков локально. Например, в компании есть два офиса (в Москве и городе N), мы звоним в Москву через московского оператора, в город N через оператора города N, используя местные тарифы. То есть междугородняя коммуникация состоялась, а междугородняя тарификация нет. Опережая критические замечания, должны упомянуть о том, что в реальности звонки совершаются не только в Москву и город N, но еще в город D, не исключено, что и в город V и многие другие. Завести великое множество городов на одну АТС теоретически и технически возможно, но не стоит, поскольку тарифы самих IP-операторов на порядок ниже, чем операторов классической сети.
Структура звонков, описанная ниже, наглядно доказывает, что используя IP-телефонию Вы стремительно удаляетесь от дорогих междугородних соединений. Кроме того, в лучшую сторону меняется соотношение платных и бесплатных мобильных переговоров.
Мотивация операторов
Так же, как есть возможность легко подключаться к разным операторам, так же легко можно от них отказываться, когда они перестают Вас устраивать. Чаще всего происходит не физическое отключение, а смена оператора. Подключая второго, более выгодного на данный момент, применяем правило использовать для исходящих звонков второго оператора. Через первого приходят входящие и ни одного исходящего. В конце месяца первый оператор недоумевает по поводу такого необъяснимого явления, как нулевое начисление за истекший период при активном и вполне себе живом транке. Дальнейшее развитие событий предсказуемо. Вы умело балансируете трафик за счет здоровой конкуренции операторов, которые действительно готовы снижать тарифные ставки, дабы сохранить Вас как своего клиента.
Организация корпоративной телефонной сети
Звонки через IP-телефонию могут осуществляться через разные устройства: классический IP-телефон, компьютер, смартфон. Вы можете позвонить с компьютера на телефон, с телефона на компьютер, с компьютера на компьютер, далее вариации по аналогии. Если компания представлена несколькими офисами, реализуется общая телефонная сеть , звоним с одного номера на другой — и это не стоит ничего в рамках собственной номерной емкости. Все внутренние абоненты общаются за ноль. Появляется возможность разговаривать больше, а устраивать многочасовые конференции — теперь доступное удовольствие.
Интеграция IP-телефонии с мобильной телефонией
Финальным аккордом гимна в честь победы разумной экономии над неоправданными расходами станет рассказ об интеграции IP-телефонии с мобильной телефонией. Наша IP АТС подключена к мобильному оператору через ТФОП, где и считается стоимость Вашего звонка. Но мобильный оператор тоже является оператором VoIP связи, а раз так, то можем построить канал связи на своего оператора, минуя ТФОП. Мы можем использовать некий внутренний договорной тариф, который будет на порядок ниже. Что же мы имеем в результате? Экономию на звонках с фиксированной сети на мобильные телефоны и на звонках с мобильных телефонов на стационарную телефонную сеть. Деньги деньгами, но и про функциональность не стоит умалчивать — теперь можно принимать участие в конференции с мобильного, счастливо пребывая в пятничной пробке направляющегося в область авто, и ничего не платить.
Здесь уместно показать несложную, но наглядную диаграмму, ряды которой покажут, насколько классическая АТС отстает от IP по критерию доходности.
Итак, мы перечислили все заметные способы экономии, и рассуждая о преимуществах IP-телефонии, получили новое устойчивое выражение: время и направление в телефонии – больше не деньги! Для того, чтобы не экономить на общении, достаточно просто избрать правильное средство связи. IP-телефония Вам в помощь!
См. также XLS-файл с анализом данных CDR [940Kb], на основе которого построены представленные диаграммы. Методика сравнения основана на разборе каждого из трех тысяч совершенных звонков, для которых построена модель по технологии IP АТС и классической АТС. Для анализа стоимости звонков использовались тарифы операторов МГТС (классическая АТС) и Телфин (IP АТС).