Наш сегодняшний герой – человек очень интересный. Как, впрочем, и все герои наших будущих исторических рубрик. Он ни разу не позвонил своей жене и матери, но в день его смерти отключили 13 миллионов телефонов. Впрочем, обо всём по порядку. Знакомьтесь: Александр Грехем Белл.
Наш герой родился в семье, где красоте речи уделялось большое значение. Отец его, Александр Мелвилл Белл, публиковал научный труд о красоте речи и ораторском искусстве, дядя и дедушка тоже были профессиональными риторами. Естественно, Александр-младший тоже пошёл по стопам отца и деда. Уже в 16 лет он был учителем красноречия, но увлекался техникой.
Еще в юности, когда Беллу было 16 лет, его отец показал ему автоматон (фактически – предтеча роботов), созданный сэром Чарлзом Уитсоном, и основанный на трудах барона Вольфганга фон Кемпелена. «Механический человек» имитировал человеческий голос. Александр настолько впечатлился, что добыл книгу фон Кемпелена, самолично перевёл ее и решил построить со старшим братом Мелвиллом «автоматическую голову», которая могла бы говорить, как человек. Отец поощрял занятие братьев – и они довели дело до конца, создав искусственную глотку и гортань, и этот аппарат мог издавать какие-то звуки. Однако дальнейшее восхождение Белла в область изобретательства и звука прервала семейная трагедия.
В 1865 году семья Беллов переехала из Шотландии в Лондон. Александр продолжал карьеру изобретателя и учителя (он преподавал в школе для глухих по собственной методике, и две его первые ученицы делали поразительные успехи. Выбор школы для преподавания был предопределён: мама Белла была глухой). Неплохо шли дела у брата и отца. Увы, счастья им это не принесло. Туберкулёз, болезнь, которая и сейчас уносит много жизней, погубила и старшего, и младшего брата (Эдуарда). В 1870 году остатки семьи уехали в другую Шотландию, провинцию Новая Шотландия, в Канаде. Александру было 23.
Тем не менее, и там Александр Белл продолжил заниматься и наукой, и техникой. В 1873 году он уже преподаватель физиологии речи в Бостонском университете. К тому времени он уже автор нескольких изобретений, среди которых – электрическое фортепиано, которое передавало звук по проводам.
И вот, в 1876 году Белл получает патент за номером 174465, в котором говорится «метод и аппарат… для передачи речи и других звуков по телеграфу… с помощью электрических волн». Так появился первый телефон. Мир вступил в эпоху разговоров на расстоянии.
Да, конечно, более 100 лет спустя станет известно, что итальянец Антонио Меуччи еще в 1871 году подавал аналогичную заявку, что Белл мог иметь доступ к его материалам, и в 2002 году Конгресс США даже принял резолюцию, признающую Меуччи, а не Белла изобретателем телефона. Но это ничуть не делает Александра Белла менее причастным к изменению нашего мира. Именно его компания стала главной в развитии всех телекоммуникаций в США (и потом, 80 лет спустя, оказалась причастной и к открытию реликтового излучения и Большого Взрыва, но об этом как-нибудь в другой раз), именно Белл стал одним из моторов создания и развития Национального Географического общества – и именно он создал журнал National Geografic. Читали же?
А то, что он ни разу не позвонил своей бывшей ученице, ставшей его женой – так до скайпа еще было далеко, а Мейбел была глухой. И совершенно неудивительно, что 2 августа 1922 года во время минуты молчания в память Александра Белла в США выключились все телефоны. Все 13 миллионов штук.