Минкомсвязь представляет проект новой концепции конвенции ООН


Москва, 14 апреля 2017 года.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает о разработке новой концепции конвенции ООН — концепции безопасного функционирования и развития сети «Интернет».

Цели концепции:

  • содействие дальнейшему развитию сети «Интернет»;
  • повышение безопасности сети «Интернет» и обеспечение гарантий прав и свобод ее пользователей;
  • установление режима равноправного международного сотрудничества в управлении сетью «Интернет»;
  • содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное управление сетью «Интернет».

Для достижения этих целей концепция предлагает общие принципы международного сотрудничества по управлению сетью «Интернет».

В целях учета мнения всех заинтересованных сторон концепция конвенции ООН выносится на открытое обсуждение. Замечания и предложения просим направлять в адрес Минкомсвязи России до 15 мая 2017 года, в том числе на электронную почту convention@minsvyaz.ru.

Концепция конвенции ООН

(или концепция безопасного функционирования и развития сети Интернет)

Общие положения

Развитие сети Интернет имеет важное значение для всего человечества.

Развитие технологий, сервисов, бизнеса в сети Интернет создаёт новые вызовы по отношению к личности, обществу, государству.

Благодаря сети Интернет достигнут прогресс в развитии научных знаний, образования, медицины, экономики и других областей.

Надлежащее функционирование сети Интернет превратилось в жизненно важную функцию для любого государства, его населения и экономики.

В настоящее время отсутствует открытая и прозрачная система управления сетью Интернет.

Разделяем вопросы, относящиеся к повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера, и вопросы, связанные с деятельностью правительств и их ролью в выполнении своих обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся сети Интернет, согласно резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) 2011/16 от 26 июля 2011 г.

Подчёркиваем важность безопасного, непрерывного и стабильного функционирования сети Интернет и необходимость защиты сети Интернет от возможного неблагоприятного воздействия и подверженности рискам.

Подтверждаем необходимость общего понимания вопросов безопасности сети Интернет и дальнейшего сотрудничества на национальном и международном уровнях.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/67/27 от 3 декабря 2012 г. «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности» призываем государства-члены ООН содействовать рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности.

Отмечаем необходимость обеспечения должного баланса между интересами поддержания правопорядка и уважением основополагающих прав человека, как это предусмотрено Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, а также другими международными договорами о правах человека, в которых подтверждается право каждого беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ.

Подтверждаем необходимость соблюдать, защищать и обеспечивать основные права человека и признавать их значимость для осуществления социально-экономического развития, обеспечивая равное уважение и реализацию всех прав человека, в частности, права на свободу выражения мнений, права на неприкосновенность частной жизни, права на получение информации, анонимность, защиту персональных данных в он-лайн среде так же, как и в офф-лайн среде, и другие соответствующие права и свободы человека.

Признаём необходимость мобилизации усилий международного сообщества по предотвращению использования сети Интернет в целях, противоречащих Уставу ООН.

Признаём необходимость новых международных договоренностей, гармонизирующих взаимодействие и роль государств, глобальных компаний сектора информационно-коммуникационных технологий, предприятий, отвечающих за развитие стандартов, технологий и сетей связи.

Подчёркиваем, что ни у одного государства или группы стран не должно быть права создавать помехи для функционирования сети Интернет, единолично устанавливать нормы и правила для него, заниматься слежкой за гражданами, пытаться манипулировать зарубежным общественным мнением или дестабилизировать обстановку в суверенных государствах.

Отмечаем важность Тунисской программы для информационного общества (пункты 35-38, 51, 52, 69), определившей роль всех заинтересованных сторон процесса управления сетью Интернет, в которой в том числе признаётся, что политические полномочия по решению вопросов государственной политики, связанных с сетью Интернет, являются суверенным правом государств.

Цели концепции

Содействие дальнейшему развитию сети Интернет, повышению её безопасности и обеспечению гарантий прав и свобод её пользователей.

Установление режима равноправного международного сотрудничества в управлении сетью Интернет.

Содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное управление сетью Интернет, путём укрепления национальных мер и международного сотрудничества.

Общие принципы управления сетью Интернет

Управление сетью Интернет представляет собой открытый демократический процесс, который основан на общепризнанных принципах и нормах международного права, ориентирован на нужды людей, защиту их прав и свобод, включая обеспечение личной информационной безопасности.

Управление сетью Интернет не должно быть обусловлено какими-либо односторонними политическими ограничениями или коммерческими интересами.

Управление сетью Интернет нацелено на:

гармонизацию национальных и международных норм и стандартов, на обеспечение согласованного взаимодействия всех уровней управления с учётом права каждого государства на управление национальным сегментом сети Интернет;

равное распределение полномочий одного государства по контролю над системами управления сетью Интернет между всеми государствами и при необходимости иными субъектами международного права;

создание международных правовых и организационных основ управления сетью Интернет;

обеспечение безопасности, целостности, стабильности и устойчивости сети Интернет.

Принципы поведения государств в управлении сетью Интернет

Государства имеют равные права и обязанности в отношении связанных с управлением сетью Интернет вопросов государственной политики международного уровня.

Доступ к сети Интернет не может использоваться государствами в качестве инструмента влияния на другие государства.

Государства воздерживаются от действий, направленных на ограничение функционирования и (или) доступа к сети Интернет на территории других государств.

Государства признают принципы равноправия в процессе управления сетью Интернет, а также суверенного права государств на управление национальным сегментом сети Интернет.

Государства обеспечивают безопасность, целостность, непрерывность, стабильность, устойчивость и защищённость национального сегмента сети Интернет, в том числе функционирование компонентов критической инфраструктуры национального сегмента сети Интернет.

Государства соблюдают, защищают и обеспечивают основные права человека и признают их значимость для осуществления социально-экономического развития, обеспечивая равное уважение и реализацию всех прав человека, в частности, права на свободу выражения мнений, права на неприкосновенность частной жизни, права на получение информации, анонимность, защиту персональных данных в он-лайн среде так же, как и в офф-лайн среде.

Государства осуществляют управление сетью Интернет на основе суверенного равенства, признания сетевого суверенитета, устойчивого развития, защиты от трансграничного влияния, обеспечения безопасности и укрепления мер по обеспечению безопасного функционирования сети Интернет.

Государства сохраняют национальный суверенитет в информационной сфере сети Интернет, гарантируют своим гражданам защиту в своей юрисдикции, обеспечивают управление, стратегическую устойчивость и защиту национального сегмента сети Интернет.

Государства при сбалансированном участии заинтересованных сторон на национальном уровне имеют право на самостоятельное выделение, присвоение и отзыв ресурсов нумерации, наименований, ведение адресации и идентификации в сети Интернет, поддержание эксплуатации, контроль и развитие систем национального сегмента сети Интернет.

Государства руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи, способствуют разработке и применению международных стандартов с целью создания среды, в которой потребители могли бы пользоваться соответствующими услугами в любой точке мира независимо от применяемой технологии.

Государства определяют национальные организации по управлению национальными сегментами сети Интернет в соответствии с национальным законодательством.

Государства способствуют созданию на своей территории объектов критической инфраструктуры сети Интернет.

Государства обеспечивают бесперебойное функционирование сети Интернет и стабильный доступ пользователей к её услугам.

Государства способствуют международному сотрудничеству для более эффективного управления сетью Интернет на международном уровне на основе равноправного участия мирового сообщества при сбалансированном участии заинтересованных сторон.

Принципы международного сотрудничества

по управлению сетью Интернет

Разработка, утверждение, а также контроль за исполнением правил поддержания бесперебойной работы критической инфраструктуры сети Интернет осуществляется уполномоченными международными организациями.

Управление сетью Интернет на основе равноправного участия мирового сообщества предполагает разделение процесса управления на несколько функций, выполнение которых будет осуществляться различными организациями:

правоустанавливающие функции – связанные с разработкой и принятием политик, правил, порядков, стандартов и иных документов, регламентирующих отношения, возникающие в процессе управления сетью Интернет;

правоприменительные функции, не связанные с текущим управлением критической инфраструктурой – включающие в себя функции принятия решений о создании и распределении критических ресурсов между различными участниками, а также разрешение возникающих при этом споров и разногласий;

правоприменительные функции, связанные с текущим управлением критической инфраструктурой – включающие в себя функции по выполнению принятых решений о выделении/распределении критических ресурсов, а также функции по администрированию критических ресурсов и контролю эксплуатации критической инфраструктуры;

функции эксплуатации критической инфраструктуры сети Интернет.

Правоустанавливающие и правоприменительные функции управления сетью Интернет выполняются организациями, имеющими международный статус, гарантирующий их независимость от юрисдикции любого отдельно взятого государства.

Организации, осуществляющие обслуживание критической инфраструктуры сети Интернет, осуществляют свою деятельность на основании контрактов с уполномоченной международной организацией с возможностью их периодического пересмотра.

Каждая функция подразделяется на два уровня управления – международный и национальный. При этом управление сетью Интернет основывается на обеспечении согласованного взаимодействия этих уровней управления, с учётом права суверенного государства на управление инфраструктурой
на национальном уровне.

Уполномоченные международные организации, осуществляющие управление сетью Интернет, организуют распределение и, при наличии согласия заинтересованных государств, перераспределение ресурсов нумерации, идентификации, адресации и наименований (доменных имён) на открытой и паритетной основе для их дальнейшего администрирования в национальных сегментах государств.

Уполномоченные международные организации обеспечивают бесперебойное функционирование сети Интернет и стабильный доступ пользователей к её услугам, а государства исполняют решения соответствующих уполномоченных международных организаций.

Уполномоченные международные организации осуществляют разработку, внедрение и контроль за исполнением правил и стандартов, обеспечивающих децентрализацию управления критической инфраструктурой сети Интернет, безопасность и бесперебойность работы критической инфраструктуры национального сегмента сети Интернет государств по отдельности и сети Интернет в целом.

Принципы сотрудничества и содействия

Государства укрепляют сотрудничество по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности национальных сегментов сети Интернет, обеспечению прямых взаимосвязей по пропуску интернет-трафика и развитию базовой инфраструктуры сети Интернет.

Государства проводят политику, направленную на удовлетворение потребностей населения в доступе и использовании сети Интернет, содействуют, в том числе посредством международного взаимодействия, в поддержании, эксплуатации и развитии сети Интернет.

Государства рассматривают вопрос о предоставлении друг другу на основе соответствующих запросов широкой технической помощи, особенно в интересах развивающихся стран, в связи с их соответствующими планами и программами по развитию сети Интернет, повышению её безопасности и обеспечению гарантий прав и свобод её пользователей, включая материальную поддержку и подготовку кадров и оказание помощи и взаимный обмен соответствующим опытом и специальными знаниями, что будет способствовать международному сотрудничеству между государствами.

Государства активизируют усилия, направленные на максимальное повышение эффективности практических и учебных мероприятий в международных и региональных организациях и в рамках соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или договорённостей.

Государства рассматривают возможность оказания друг другу содействия, по просьбе, в проведении оценок, исследований и разработок, касающихся вопросов развития сети Интернет, повышения её безопасности и обеспечения гарантий прав и свобод её пользователей, с целью разработки с участием компетентных органов и общества стратегий и планов действий в этих областях.

Приложение

Термины

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Сеть Интернет – глобальная информационно-технологическая сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов и протокола передачи данных и представляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц.

Критическая инфраструктура сети Интернет – составная часть информационной инфраструктуры, представляющая собой совокупность сетей связи, систем и ресурсов сети Интернет, работоспособность которых может существенным образом сказаться на целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищённости объектов информационной инфраструктуры национальных сегментов сети Интернет.

Управление сетью Интернет – разработка и применение государствами и иными заинтересованными сторонами, в рамках исполнения ими соответствующих ролей и обязанностей, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений, программ и рекомендаций, которые формируют условия для развития и использования сети Интернет.

Универсальная модель управления сетью Интернет – концепция единого подхода всех заинтересованных сторон с учётом их ролей и обязанностей к построению процесса управления сетью Интернет, применимая для любой из областей управления сетью Интернет и позволяющая построить механизмы решения любых задач, относящихся к данным областям.

Заинтересованные стороныгосударство, частный сектор, гражданское общество, научные и технические сообщества, межправительственные и международные организации, участвующие в процессе управления сетью Интернет и исполняющие в этом процессе свои соответствующие роли и обязанности.

Информационная инфраструктура – совокупность технических средств, систем и ресурсов, обеспечивающих формирование, создание, преобразование, передачу, использование и хранение информации.

Сетевой суверенитет – возможность безусловной реализации полномочий государства в отношении объектов информационной инфраструктуры национального сегмента сети Интернет, которыми государство обладает в силу суверенитета и которые осуществляет в целях реализации суверенной власти.

Национальный сегмент сети Интернет – совокупность информационно-коммуникационных сетей, систем, ресурсов сети Интернет, размещённых на территории государства и зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с внутренним законодательством данного государства, и национальной доменной зоны, а также ресурсов, отнесённых к национальным сегментам государств в рамках соответствующих международных договоров.

Национальная доменная зона – область иерархического пространства доменных имён сети Интернет, обозначающаяся уникальным доменным именем, выделенная для конкретной страны и совпадающая с международным кодом государства.

Доменное имя – символьное обозначение, сформированное в соответствии с международными правилами адресации сети Интернет, предназначенное для поименованного обращения к информационному ресурсу сети Интернет и соответствующее определенному сетевому адресу.

Ссылка на первоисточник: http://minsvyaz.ru/ru/events/36739/